вторник, 25 марта 2014 г.

Заочный областной методический конкурс «Воспитание святостью. 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского»



Вступительное слово 
к методической разработке урока 
"Сергий Радонежский - человек и патриот", представленной на конкурс

     Потребность быть полезным своей семье и своему Отечеству в той или иной мере существует, наверное, у каждого человека. Она находит своё выражение в идее служения человека ближним и стране, в которой он живёт. Эта идея имеет не приземлённый, но возвышенный характер, поскольку служение семье позволяет человеку в полноте продолжать себя в своих близких, а служение Отечеству – продолжать себя в истории родной земли, в жизни разных поколений соотечественников. Смысл этой идеи заключается в том, что человек может состояться, сбыться, подтвердить важность своего существования в этом мире лишь в том случае, если отдаёт себя и свои силы на служение ближнему, на служение своему Отечеству. Такой человек не умирает до конца в момент физической смерти, но продолжает жить в своих детях, внуках, в молодых поколениях соотечественников.

       С идеей служения человека обществу и стране тесно связано понятие патриотизма, основывающееся на идее служения Отечеству, направленное на осознание каждым человеком важности общественной солидарности и гражданского участия в деле духовно-нравственного, экономического и социально-политического возрождения страны. В.В.Путин определяет патриотизм как чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями: «Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее... Это источник мужества, стойкости, силы народа». Здесь стоит вопрос о хранении истоков бытия, о самой возможности быть или не быть человеку. А далее патриот понимает под Отечеством уже не только место, где он родился и вырос, но и принадлежность к той общности, тому народу, той истории, в создании которых принимали участие его предки. Любить Отечество – значит любить и почитать своих предков,  нести перед ними ответственность за свой род, свою страну, полученные от них по наследству.
       Задача учителя – сформировать у учащихся нравственный идеал, на основе которого они могли бы наметить цель жизни и стремиться к ней. Ребят увлекают беседы о жизни героев, известных учёных, полководцев и тому подобное. При знакомстве с биографиями известных людей важно раскрыть всю сложность индивидуальных судеб, характеров, показать, что одних природных данных мало для формирования действительно полезной обществу личности, необходима систематическая работа мысли и духа. Как учитель литературы я считаю свой предмет особенным в работе по формированию нравственной личности современного выпускника школы, а себя ответственной не только за то, что знают мои ученики по преподаваемому предмету, но и за то, какими людьми они становятся.
       В школьной программе по литературе не так часто уделяется внимание  изучению древней литературы, жизни Святых. Скорее всего, для ребят эта литература больше становится экскурсом в историю, рассказывает о том, как жили люди и наша страна в далёком прошлом. И личности конкретного человека, его моральным качествам, истокам нравственного поведения уделяется не так много внимания, как они того заслуживают. Не скрою, меня тема житийной литературы не особо интересовала раньше, я относилась к ней как к чему-то необходимому при изучении русской литературы, но далеко не самому интересному и замечательному. Возможность  участия в Заочном областном методическом конкурсе «Воспитание святостью. 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского» подвигла меня не только обобщить и систематизировать свои знания об этом человеке, эпохе, в которую он жил, но и узнать много нового о становлении его личности. Меня привлекло в данном конкурсе направление нравственно-патриотического воспитания подростков. А затем появилось желание включить свои знания в урок по литературе для восьмиклассников по теме «Сергий Радонежский – человек и патриот».
       Цель данной методической разработки: пробудить у учащихся интерес к изучению житийной литературы, выявить ценность отечественного культурно-исторического наследия для современного поколения подростков и необходимость развития в себе чувства патриотизма. Через применение различных современных и традиционных образовательных технологий (методик проблемного обучения, проектной деятельности, интерактивных и информационно-коммуникационных технологий, фронтального опроса, беседы) достигается планируемый результат: учащиеся осознают, что история – это не что-то давно ушедшее, она оказывает влияние на все последующие поколения; без прошлого нет настоящего, а значит, и будущего; культурное наследие нашей страны ценно и даёт нам не только сведения о прошлом, но и учит, как поступать в жизни, учит главным нравственным ценностям.
        Мы учителя, нам даны маленькие люди для того, чтобы мы воспитали из них людей, способных не только заботиться о себе, но и страждущих принести радость и славу своим близким, своей стране, человечеству вообще. Чем больше появится людей с осознанием своей способности жить не только ради себя, но и ради блага других, ради общества, ради своей страны, тем ярче и красочнее, осмысленнее станет жизнь каждого. В выступлении Президента нашего государства в январе 2014 года по поводу концепции нового учебно-методического комплекса по истории прозвучало, что главное для России – это чтобы мы «поняли свою собственную меру ответственности за страну, в которой живём».
         Поэтому идея служения может стать воистину национальной идеей России, путеводной звездой, определяющей направление движения и граждан, и общества, и всей страны. И пафосом служения будет стремление человека предельно хорошо делать свое дело, исполнять то, что ты делаешь, то, к чему зовут сердце, долг, обязательства перед близкими или чужими людьми, перед обществом, перед страной, перед Богом. Кто-то может задать вопрос: а зачем и кому все это нужно? В первую очередь это нужно самому себе, если есть осознание желанности проживания полноценной, исполненной содержания жизни. Служение можно (и нужно) осуществлять просто так, ничего не обосновывая и не прося ничего взамен. Служение можно воплощать просто потому, что не можешь иначе; потому, что осознаешь себя и свое место в мире людей; потому, что ты человек, сын или дочь своих родителей и своего народа, член общества и гражданин государства. Просто потому, что Россия ждет этого служения и нуждается в нем!

Комментариев нет:

Отправить комментарий