к методической разработке урока
"Сергий Радонежский - человек и патриот", представленной на конкурс
Потребность быть полезным своей семье и своему
Отечеству в той или иной мере существует, наверное, у каждого человека. Она
находит своё выражение в идее служения человека ближним и стране, в которой он
живёт. Эта идея имеет не приземлённый, но возвышенный характер, поскольку
служение семье позволяет человеку в полноте продолжать себя в своих близких, а
служение Отечеству – продолжать себя в истории родной земли, в жизни разных
поколений соотечественников. Смысл этой идеи заключается в том, что человек
может состояться, сбыться, подтвердить важность своего существования в этом
мире лишь в том случае, если отдаёт себя и свои силы на служение ближнему, на
служение своему Отечеству. Такой человек не умирает до конца в момент
физической смерти, но продолжает жить в своих детях, внуках, в молодых
поколениях соотечественников.
С идеей
служения человека обществу и стране тесно связано понятие патриотизма,
основывающееся на идее служения Отечеству, направленное на осознание каждым
человеком важности общественной солидарности и гражданского участия в деле
духовно-нравственного, экономического и социально-политического возрождения
страны. В.В.Путин определяет патриотизм как чувство гордости своим Отечеством,
его историей и свершениями: «Это стремление сделать свою страну краше, богаче,
крепче, счастливее... Это источник мужества, стойкости, силы народа». Здесь
стоит вопрос о хранении истоков бытия, о самой возможности быть или не быть
человеку. А далее патриот понимает под Отечеством уже не только место, где он
родился и вырос, но и принадлежность к той общности, тому народу, той истории,
в создании которых принимали участие его предки. Любить Отечество – значит
любить и почитать своих предков, нести
перед ними ответственность за свой род, свою страну, полученные от них по
наследству.
Задача
учителя – сформировать у учащихся нравственный идеал, на основе которого они
могли бы наметить цель жизни и стремиться к ней. Ребят увлекают беседы о жизни
героев, известных учёных, полководцев и тому подобное. При знакомстве с
биографиями известных людей важно раскрыть всю сложность индивидуальных судеб,
характеров, показать, что одних природных данных мало для формирования
действительно полезной обществу личности, необходима систематическая работа
мысли и духа. Как учитель литературы я считаю свой предмет особенным в работе
по формированию нравственной личности современного выпускника школы, а себя
ответственной не только за то, что знают мои ученики по преподаваемому
предмету, но и за то, какими людьми они становятся.
В
школьной программе по литературе не так часто уделяется внимание изучению древней литературы, жизни Святых.
Скорее всего, для ребят эта литература больше становится экскурсом в историю,
рассказывает о том, как жили люди и наша страна в далёком прошлом. И личности
конкретного человека, его моральным качествам, истокам нравственного поведения
уделяется не так много внимания, как они того заслуживают. Не скрою, меня тема
житийной литературы не особо интересовала раньше, я относилась к ней как к
чему-то необходимому при изучении русской литературы, но далеко не самому
интересному и замечательному. Возможность
участия в Заочном областном методическом конкурсе «Воспитание святостью.
700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского» подвигла меня не
только обобщить и систематизировать свои знания об этом человеке, эпохе, в
которую он жил, но и узнать много нового о становлении его личности. Меня
привлекло в данном конкурсе направление нравственно-патриотического воспитания
подростков. А затем появилось желание включить свои знания в урок по литературе
для восьмиклассников по теме «Сергий Радонежский – человек и патриот».
Цель
данной методической разработки: пробудить у учащихся интерес к изучению
житийной литературы, выявить ценность отечественного культурно-исторического
наследия для современного поколения подростков и необходимость развития в себе
чувства патриотизма. Через применение различных современных и традиционных образовательных
технологий (методик проблемного обучения, проектной деятельности, интерактивных
и информационно-коммуникационных технологий, фронтального опроса, беседы)
достигается планируемый результат: учащиеся осознают, что история – это не
что-то давно ушедшее, она оказывает влияние на все последующие поколения; без
прошлого нет настоящего, а значит, и будущего; культурное наследие нашей страны
ценно и даёт нам не только сведения о прошлом, но и учит, как поступать в
жизни, учит главным нравственным ценностям.
Мы учителя, нам даны маленькие люди для того, чтобы мы воспитали из них
людей, способных не только заботиться о себе, но и страждущих принести радость
и славу своим близким, своей стране, человечеству вообще. Чем больше появится людей с осознанием своей
способности жить не только ради себя, но и ради блага других, ради общества,
ради своей страны, тем ярче и красочнее, осмысленнее станет жизнь каждого. В выступлении
Президента нашего государства в январе 2014 года по поводу концепции нового учебно-методического
комплекса по истории прозвучало, что главное для России – это чтобы мы «поняли
свою собственную меру ответственности за страну, в которой живём».
Поэтому идея служения может стать воистину национальной идеей России,
путеводной звездой, определяющей направление движения и граждан, и общества, и
всей страны. И пафосом служения будет стремление человека предельно хорошо делать свое дело, исполнять то, что ты делаешь,
то, к чему зовут сердце, долг, обязательства перед близкими или чужими людьми,
перед обществом, перед страной, перед Богом. Кто-то может задать вопрос: а
зачем и кому все это нужно? В первую очередь это нужно самому себе, если есть
осознание желанности проживания полноценной, исполненной содержания жизни.
Служение можно (и нужно) осуществлять просто так, ничего не обосновывая и не
прося ничего взамен. Служение можно воплощать просто потому, что не можешь
иначе; потому, что осознаешь себя и свое место в мире людей; потому, что ты
человек, сын или дочь своих родителей и своего народа, член общества и
гражданин государства. Просто потому, что Россия ждет этого служения и
нуждается в нем!
Комментариев нет:
Отправить комментарий