Для родителей
К четырнадцати годам практически завершается процесс
полового созревания и центр внимания подростка, как правило, переносится в
окружающий мир. Психологи отмечают, что в этот период подросток экспансивен,
энергичен, общителен, уверен в себе, одновременно у него растёт интерес к
другим людям и их внутреннему миру и проявляется склонность сравнивать себя с
другими. В этом возрасте происходит переход от подросткового возраста к
юношеству, или, как иначе называют эти фазы развития, происходит переход от
фазы негативного подросткового возраста к стадии позитивной. В этот период
жизни человек глубоко задумывается над значением и смыслом жизни. Нередки
нервные срывы из-за колоссального нервного перенапряжения, свойственного этому
возрасту, связанного с потерей душевного равновесия из-за отсутствия чёткой
перспективы и всякой ясности в жизни.
В этот период чрезвычайно важным становится внешний вид и мнение окружающих о нём. Ярко выражены обиды, которые окружающие воспринимают как «обиды на пустом месте», на самом деле таковыми не являющиеся, т.к. они всегда сопряжены с обидными замечаниями по поводу внешнего вида, речи, и прочих вещей, которые на первый взгляд окружающим людям кажутся несущественными.
В этот период чрезвычайно важным становится внешний вид и мнение окружающих о нём. Ярко выражены обиды, которые окружающие воспринимают как «обиды на пустом месте», на самом деле таковыми не являющиеся, т.к. они всегда сопряжены с обидными замечаниями по поводу внешнего вида, речи, и прочих вещей, которые на первый взгляд окружающим людям кажутся несущественными.
Кроме того, возрасту 14-15 лет обычно
соответствует ярко выраженный максимализм в принятии или непринятии каких-либо
точек зрения, принятия решения, выражения самостоятельности и т.п.. Подростки
14-15 лет всем своим существом и каждую минуту борются за право на собственную
позицию, убеждения, привязанности (причём зачастую лишь для того, чтобы
окружающие знали, что у них другая точка зрения).
В этом возрасте складываются особенные отношения со
сверстниками. Авторитет родителей в этом возрасте практически нулевой,
авторитет взрослых колеблется в зависимости от степени доверительности
отношений. На первый план выходят отношения с друзьями. Любая информация
превращается в секретную, интимную. Друг обладает высшей степенью доверия,
подросток постоянно рискует в своём максималистском отношении к друзьям, но без
риска данный период жизни невозможен. В этом возрасте стремление к полной,
казалось бы, независимости и бесконтрольности соседствует с бурным развитием
самоконтроля и самоограничения. В этот период человек начинает строить планы
будущего, выстраивать перспективы. Конечно же, всю содержательную сторону
жизненной перспективы составляет система ценностных ориентаций. Именно
ценностные ориентации определяют основные мотивы устремлений и поведения человека,
выражая личностную значимость тех или иных областей жизни. В то же самое время
построение подростком своей жизненной перспективы непосредственно связано с его
представлением о привлекательности, с одной стороны, и доступности, с другой,
тех или иных ценностей. В данный подростковый период сильно стремление отыскать
свой идеал, применить его к себе, найти адекватный своему мироощущению стиль
поведения. При этом зачастую подросток, не применяя к себе свой идеал, требует
от других, чтобы они этому идеалу соответствовали, если же этого не происходит,
подросток воспринимает нежелание или неумение других людей соответствовать его
представлению об идеале как непонимание и отрицательное к нему отношение.
Ведущим мотивом
поведения в этом возрасте выступает желание утвердиться в обществе, в котором
вращается подросток, завоевать авторитет, уважение. Подростку необходим такой
статус в социальной группе, который будет соответствовать его, как правило,
завышенной самооценке. Необходимо отметить в связи с этим, что в этом возрасте
практически невозможно встретить адекватную самооценку. Самооценка подростка
либо завышена, что помогает ему справляться со многими типичными для этого
возраста трудностями, либо заниженная, вызванная какими-либо негативными
отклонениями в жизни подростка, как-то: неблагополучная семья, психотравма и
т.д.. Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своей
деятельности и своих решений. Источник конфликтов с родителями, которые
неизбежны в этот период, заключается как раз в этом: подросток акцентирует
внимание на ближайших перспективах, родители – на отдалённых.
Чтобы сохранить хорошие отношения с подростком, старайтесь быть к нему
внимательны. А ещё – чаще вспоминайте себя в его возрасте, тогда многие
проблемы вашего ребёнка не будут казаться странными и непонятными.